— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
Это отрывок из «Алисы в стране чудес», книги которая завораживает философов, психологов, в ней скрыто очень много подтекстов, которые можно разбирать и наслаждаться ими. Но сегодня я хочу поговоить с вами о детской мотивации, а если конкретнее — о том как мотивировать ребенка на обучение, и в конце статьи я думаю вы поймёте к чему был этот отрывок из Алисы.
Для начала надо сказать, что мотивация бывает двух видов — внутренняя и внешняя
Внутренняя – когда мы сами себя хвалим за что-то, поощряем.
Внешняя – когда нас поощряют извне (премия, бонус, приз, похвала…)
И если с внешней мотивацией в общем то все понятно — именно ее применяет большинство наших сограждан, кто то просто хвалит за хорошие оценки, кто-то платит за 4-ки и 5-ки и штрафует за 2-ки и3-ки. Все это безусловно может мотивировать ребенка в краткосрочной перспективе, но более стабильной системой мотивации конечно будет внутренняя мотивация, и я бы вот как коуч применил здесь коучинговые тезхнологии , для того чтобы ее повысить внутреннюю мотивацию.
Да этот путь более сложный, тернистый путь и наверное он не для всех, но он дает лучшие результаты. И он конечно предполагает тесное общение с ребенком. Если вы выбираете именно его, то вы должны быть готовы к разговорам с ребенком, разговорам по душам что называется. Впрочем, кому как не родителю это делать?
Первое и главное мы должны сформировать у ребенка цель! Помните да, Алису и кота — чтобы откуда то выйти , нужно знать куда ты идешь…Это мощнейшая метафора и это тот абсолют с которого начинается любой коучинг. И здесь наверное нужно сказать что такое вообще цель. ЦЕЛЬ — это отрефлексированная, осознанная потребность . И вопрос к вам родители – может ли ребенок осознать свои потребности? Ну теоретически да — в каждом правиле есть исключения, но в большинстве случаев все таки нет. Поэтому наша задача вместе с ребенком создать , сформулировать цель которая в свою очередь будет его стимулировать. Главный коучинговый инструмент это конечно вопросы, которые будят критическое мышление, формируют его, и вот какой вопрос можно задать ребенку? Я думаю что начинать нужно с самого простого — зачем вообще человеку учиться?
Ваш ребенок может ответить например так- чтобы стать умным.
Тогда следующший вопрос — а зачем становиться умным?
Вопрос зачем –это всегда вопрос о цели. ТАк устроен наш язык, не путайте пожалуйста друзья этот попрос с вопросом «почему?». Почему –это вопрос о причине.
Скорее всего вопросы в беседе могу и даже долджны перемежаться с вашими мыслями на эту тему — зачем человеку учиться, с какими то примерами из жизни, из вашей жизни. Но это не должен быть урок, ни в коем случае, это не директива, которую затем школьник должен воплощать в жизнь, это именно размышление более старшего , а значит опытного человека.
Какие еще вопросы можно задать школьнику чтобы его мотивировать:
Что тебе нравится в школе, в в учителе, в твоих одноклассниках? Какие предметы тебе больше нравятся?
Какие умения тебе бы хотелось в себе развить с помощью учебы?
Какие приемы и тактики в учебе тебе подходят и уже дают результаты, а какие мешают ?
Что тебе мешает учиться? Как ты можешь это преододеть?
Есть что – то чем ты гордишься в школе, в обучении?
Могу я как то тебя поддержать в обучении? Как мы можем поомчь тебе достичь большимх успехов?
Как можно сделать учебный процесс более интересным? Есть какие то идеи?
Можешь ли ты помочь своим одноклассникам в обучении? Как?
Что ты чувствуешь когда получаешь хорошую оценку, какие эмоции ты испытываешь?
После того как цели найдены, разбейте путь к этой большой цели на небольшие шаги , эта техника называется «чанкинг»- мы дробим большой путь на короткие шажки , и у каждого из таких шажков есть свой результат, о котором тоже можно и нужно говорить с ребенком. Чанкинг поможет ребенку видеть свой прогресс и ощущать себя успешным.
И несколько советов – что точно не работает:
— когда вы стоите над ребенком, давите, или не дай бог кричите, угрожаете, раздражаетесь, критикуете. Похоже на внешнюю мотивацию, но на самом деле все эти действия демотивируют ребенка. Стопроцентно…
— не сравнивайте ребенка с братом, сестрой , сыном или дочкой подруги тире друга — это понижает самооценку ребенка и тоже демотивирует.
— не вставайте на сторону учителя просто, потому что он учитель. Очень часто Родители испытывают страх потерять свой авторитет вместе с учителем, и поэтому они поддерживают такой подход. Однако, на самом деле, это приводит к уменьшению авторитета и доверия ребенка к родителям — самым важным людям в его жизни. Это разрушает базовое представление о доверии к миру, поскольку если родители не любят, не понимают и не принимают своего ребенка, то как ожидать этого от других людей? Возникают страхи, тревожность, подозрительность, затруднения в установлении отношений и ожидание предательства со стороны любого человека.
Во всех случаях ребенок должен чувствовать поддержку родителей, даже если он совершил что-то плохое. Он должен ощущать, что его понимают и принимают таким, какой он есть, независимо от того, является ли он отличником, хорошим, послушным, тихим и т.д.